Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Лыщенская средняя школа» Пинского района
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Лыщенская средняя школа» Пинского района
Государственное учреждение образования «Лыщенская средняя школа» Пинского района
Организация совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни
2020-2023 гг.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения.
Сайт учреждения и информационный стенд
Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на детей оказывают негативное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они в период обучения приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков.
К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:
С 2017 по 2020 годы в учреждении образования была реализована программа «Школа – территория здоровья». Анализ реализации программы показал положительный результат, а также, что родительский коллектив поддерживает работу педагогического коллектива. Поэтому целесообразно продолжить работу в данном направлении.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей.
категорий работников учреждения
- проведение диспансеризации обучающихся;
- медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и её контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, организация и проведение профилактической работы с родителями, организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
Внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
Исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
Диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Первый этап: Подготовительный
Второй этап: Практический. Реализация проекта «Здоровая школа».
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (январь-май 2023 год).
Медицинское направление предполагает:
Просветительское направление предполагает:
Психолого-педагогическое направление предполагает:
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
Диагностическое направление предполагает:
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.
-Снижение числа уроков пропущенных по болезни.
-Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у учащихся и педагогов;
-Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;
-Повышение уровня физической подготовки школьников;
-Увеличение количества учащихся с положительной самооценкой;
-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
-Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
-Увеличение числа школьников в спортивных секциях;
-Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.
«Здоровая школа»
№ п/п |
Направление |
Сроки |
Ответственный |
I. Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний. |
|||
1 |
Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками. |
Весь период |
Медицинские работники |
2 |
Оформление листа здоровья в школьном журнале. |
сентябрь |
Классные руководители |
3 |
Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья). |
Весь период |
Классные руководители |
4 |
Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели). |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР, классные руководители |
II. Мониторинг психофизического здоровья обучающихся |
|||
1 |
Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека |
В течение года |
Педагог-психолог Зам директора по УВР |
2 |
Психологический мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; -тест на тревожность |
Сентябрь Март |
Педагог-психолог Зам. директора по УВР |
III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса |
|||
1 |
Организация режима работы школы согласно СанПиН |
сентябрь |
Зам директора по УВР |
2 |
Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательном учреждении. |
Весь период |
Администрация |
3 |
Организация часа активных движений (динамические паузы) в начальной школе. |
В течение учебного года |
Учителя начальных классов |
4 |
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
5 |
Проводить диагностические исследования: § Дозировка домашнего задания § Здоровье учеников в режиме дня школы § Нормализация учебной нагрузки |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР |
6 |
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся. |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР |
7 |
Разработка и реализация мероприятий по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек. |
В течение учебного года |
Заместитель по УВР, классные руководители |
8 |
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
9 |
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства). |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР |
10 |
Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе. |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР |
11 |
Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся). |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
12 |
Проведение уроков здоровья. |
В течение учебного года |
Учителя начальных классов |
13 |
Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках. |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
14 |
Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл). |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
IV. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся |
|||
1 |
Организация горячего питания в школе для всех обучающихся |
Весь период |
Директор |
2 |
Осуществление контроля за организацией приема пищи и качеством её приготовления |
Весь период |
Бракеражная комиссия |
V. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга |
|||
1 |
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, динамические перемены), а также часов здоровья. |
В течение учебного года |
Учитель физической культуры и здоровья, учителя |
2 |
Регулярное проведение: - Дней здоровья; - Спортивных соревнований; - Недели физкультуры и спорта; - Олимпиад по различным видам спорта; - походов |
Весь период |
Учитель физической культуры, зам директора по УВР |
3 |
Проведение конкурса на самый спортивный класс. |
Ежегодно, май |
Учитель физической культуры и здоровья |
4 |
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения. |
Весь период |
Учитель физической культуры и здоровья |
5 |
Создать условия для организации летней занятости обучающихся, обеспечить максимальный охват детей и подростков различными видами и формами летнего труда и отдыха |
ежегодно |
Зам директора по УВР |
VI. Профилактика травматизма |
|||
1 |
Планирование работы с детьми по охране труда в соответствии с приказом Министерства образования РБ |
Весь период |
Администрация |
2 |
Проводить проверку состояния ТБ в кабинетах, мастерской, спортзале, гардеробе, столовой. |
Весь период |
Директор, завхоз |
3 |
Проводить плановую эвакуацию учащихся и сотрудников из здания школы не реже 2 раз в учебном году |
Весь период |
Администрация |
4 |
Осуществлять контроль за соблюдением правил ТБ на уроках физкультуры, технологии, информатики, при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, химии, биологии, при проведении кружковой работы, внеклассных мероприятий, летнего труда и отдыха учащихся. |
Весь период |
Зам директора по УВР |
5 |
Осуществлять контроль за дежурством по школе. |
Весь период |
Администрация |
6 |
Проведение месячников по правилам дорожного движения «Безопасность детей» |
2 раза в учебном году |
Зам директора по УВР |
7 |
Постоянное обновление стенда «Безопасность жизнедеятельности» |
постоянно |
Зам директора по УВР |
8 |
Проведение внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения |
Сентябрь, май Октябрь, апрель |
Зам директора по УВР |
9 |
Проведение классных часов, бесед. Участие в районных конкурсах. |
Весь период |
Кл. руководители, зам директора по УВР |
VII. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. |
|||
1 |
Проведение анкетирования среди обучающихся «Отношение детей к своему здоровью и ЗОЖ» |
апрель |
Зам. директора по УВР |
2 |
Проведение лекций по профилактике наркомании с участием представителей медучреждений. |
В течение учебного года |
Зам. директора по УВР |
3 |
Заседание школьного учебно-методического объединения на тему «Основные формы работы по профилактике здорового образа жизни». |
Ноябрь 2021 |
Руководитель ШУМО |
4 |
Проведение совместно с родителями и мед. работниками мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включающие проведение классных часов, викторин, лекций, спортивных соревнований |
В течение учебного года |
Кл руководители, зам директора по УВР |
5 |
Привлечение подростков группы «риска» к участию в подготовке и проведения мероприятий спортивно-развлекательного и общественно-значимого характера. |
В течение года |
зам директора по УВР, классные руководители |
6 |
Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях. |
В течение учебного года |
Учитель физической культуры и здоровья |
11.Фомы предоставления результатов:
Приложение №1
Сквозная тематика классных часов.
Класс |
Соматическое здоровье |
Физическое здоровье |
Психологическое здоровье |
Нравственное здоровье |
1 - 4 |
-Знакомство с организмом человека. -Чистота – залог здоровья. -Расту здоровым. -Кто нас лечит. -Как уберечь себя от травм. -Цвета светофора. -Огонь – это опасно. -Гигиена девочек. -Гигиена мальчиков. -Уход за одеждой. -Культура поведения во время болезни. -Культура питания. |
-Подвижные игры. -Закаливание организма. -Спортивные соревнования. -Весёлые старты. |
-Психодиагностика. -Ужасные привычки в школе и дома. -Что прячется в капле никотина. |
-Слово о маме. -Дом, в котором я живу. -Братья наши меньшие. -Моя Родина. -Цветик-семицветик |
5 - 7 |
-Царство зелёного змея. -Культура личной гигиены. -Спецкурс «Полезные привычки». -Культура личной гигиены. -Культура учебного труда. -Оказание первой помощи. - Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они. |
-Старты надежд. -Спортивные соревнования. |
-Психодиагностика. -Обучение психологической гимнастике. -Как жить не ссорясь. -Тренинги «Я люблю своё тело» |
-В ладу с самим собой. -Мечтательность, страх, испуг. -Под крышей дома своего. -Вместе весело шагать. -Драться или не драться: разговор по душам. -Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше. -В природном царстве. -Место, где я живу. |
8 - 11 |
-Размышления о наркомании. -СПИД- это реальность или миф. -Уберечь от дурмана. -Школьнику о вреде алкоголя и курения. -Пьянство и закон. -Гигиена юноши и девушки -Культура физического здоровья. -Гигиена рабочего места. -Организация труда. -Азбука половой жизни. -У порога семейной жизни. -Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений. |
-Спортивные соревнования. -Соревнования допризывников. -Физ. тестирование. |
-Психодиагностика. -Тренинги «Умей сказать нет». . |
-Спешите делать добро. -Давайте говорить друг другу комплименты. -Любовь за любовь: красота родной земли. -Как быть красивой. -Свет мой, зеркальце, скажи. -Блистающий мир. -Первое свидание. |
Приложение № 2
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):
родителей оздоровительным технологиям. 23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье, детском саду и школе.
свернуть