Здоровая школа

Проект "Здоровая школа"

развернуть

 

  1. Информационный паспорт проекта «ЗДОРОВАЯ ШКОЛА»

Государственное учреждение образования «Лыщенская средняя школа» Пинского района

Организация совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

 

2020-2023 гг.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения.

  • Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены
  • Деятельный подход: игровой, творческий.
  • Дифференциация: учёт специфических позиций детей, учёт их физического развития.
  • Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий

Сайт учреждения и информационный стенд

 

 

  1. Обоснование и актуальность проекта

 

       Известно, что растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту питательных веществ и микроэлементов.

         Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на детей оказывают негативное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они в период обучения приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков.

К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:

  • учебные перегрузки обучающихся, приводящие их к состоянию переутомления;
  • «школьные стрессы»;
  • распространение в среде обучающихся вредных привычек;
  • неправильная организации физической активности учеников;
  • питание школьников во время их пребывания в общеобразовательной организации;
  • низкий уровень культуры здоровья обучающихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
  • необходимость сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

С 2017 по 2020 годы в учреждении образования была реализована программа «Школа – территория здоровья». Анализ реализации программы показал положительный результат, а также, что родительский коллектив поддерживает работу педагогического коллектива. Поэтому целесообразно продолжить работу в данном направлении.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья обучающихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

1.Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся и учителей.

  1. Формирование у учащихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни.
  2. Обеспечение непрерывного образования педагогов и учащихся по вопросам формирования культуры здоровья.
  3. Мониторинг здоровья.
  4. Функциональные ресурсы различных

 категорий работников учреждения

 

  1. Функции медицинской службы:

- проведение диспансеризации обучающихся;

- медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;

- выявление учащихся специальной медицинской группы.

 

  1. Функции администрации:

- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении;

- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных занятиях;

- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и её   контроль;

- организация работы классных руководителей по программе сбережения   здоровья и её контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

 

  1. Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, организация и проведение профилактической работы с родителями, организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;

- организация и проведение:

Внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

Исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

Диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

  1. Этапы реализации проекта

 

Первый этап: Подготовительный

  1. Оценка и анализ реализации программы «Школа – территория здоровья».
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Ознакомление родителей и учащихся с программой «Здоровая школа»
  4. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями для реализации программы «Здоровая школа»

 

Второй этап: Практический. Реализация проекта «Здоровая школа».

  1. Проведение заседаний педагогического совета учреждения;
  2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий;
  3. Создание методической копилки опыта;
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении
  5. Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объёмом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни;
  6. Коррекция программы «Здоровая школа» по итогам реализации.

 

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (январь-май 2023 год).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации программы.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации программы «Здоровая школа».
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации программы «Здоровая школа» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.

 

  1. Основные направления деятельности проекта

 

Медицинское направление предполагает:

  • Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
  • Составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток:
  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объёма домашних заданий с учётом расписания, режима дня;
  • Чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
  • Планомерная организация питания учащихся;
  • Проведение обязательного медицинского обследования.

 

Просветительское направление предполагает:

  • Организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • Организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

 

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • Предупреждение проблем развития ребёнка;
  • Обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • Развитие познавательной и учебной мотивации;
  • Формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • Совершенствование психолого- медико- педагогической деятельности;
  • Организация психолого- медико- педагогической и коррекционной помощи учащимся.

 

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • Организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни у учащихся;
  • Широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 

Диагностическое направление предполагает:

  • Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;
  • Режим дня, бытовые условия;
  • Внешкольная занятость дополнительными занятиями.

 

  1. Система организации контроля за исполнением проекта
  • Исследование и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
  • Мониторинг психофизического здоровья обучающихся.
  • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса.
  • Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся.
  • Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга.
  • Профилактика травматизма.
  • Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.

 

  1. Ожидаемый результат

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.

-Снижение числа уроков пропущенных по болезни.

-Снижение числа рецидивов хронических заболеваний у учащихся и педагогов;

-Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;

-Повышение уровня физической подготовки школьников;

-Увеличение количества учащихся с положительной самооценкой;

-Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;

-Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

-Увеличение числа школьников в спортивных секциях;

-Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья.

 

  1. План мероприятий по реализации проекта

«Здоровая школа»

 

№ п/п

Направление

Сроки

Ответственный

I. Исследование и оценка  состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

1

Ежегодный профилактический осмотр учащихся узкими специалистами – медиками.

Весь период

Медицинские работники

2

Оформление листа здоровья в школьном журнале.

сентябрь

Классные руководители

3

Осуществление контроля за предписанием врачей (листа здоровья).

Весь период

Классные руководители

4

Санитарно-гигиенические наблюдения за местами и условиями проведения занятий (контроль за проветриванием, влажной уборкой школьных помещений, освещением и расстановкой мебели).

В течение учебного года

Зам директора по УВР, классные руководители

II. Мониторинг психофизического здоровья обучающихся

1

Тестирование в рамках комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

В течение года

Педагог-психолог

Зам директора по УВР

2

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;                          

-тест на тревожность

Сентябрь

Март

Педагог-психолог

Зам. директора по УВР

III. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, организация учебного процесса

1

Организация режима работы школы согласно СанПиН

сентябрь

Зам директора по УВР

2

Организация и проведение контроля за выполнением санитарных норм и правил, а также ТБ в образовательном учреждении.

Весь период

Администрация

3

Организация часа активных движений (динамические паузы) в начальной школе.

В течение учебного года

Учителя начальных классов

4

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

В течение учебного года

Учителя-предметники

5

Проводить диагностические исследования:

§  Дозировка домашнего задания

§  Здоровье учеников в режиме дня школы

§  Нормализация учебной нагрузки

В течение учебного года

Зам директора по УВР

6

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

В течение учебного года

Зам директора по УВР

7

Разработка и реализация мероприятий по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

В течение учебного года

Заместитель по УВР, классные руководители

8

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В течение учебного года

Учителя-предметники

9

Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).

В течение учебного года

Зам директора по УВР

10

Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера в начальной школе.

В течение учебного года

Зам директора по УВР

11

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития учащихся).

В течение учебного года

Учителя-предметники

12

Проведение уроков здоровья.

В течение учебного года

Учителя начальных классов

13

Проведение специальной гимнастики на осанку для учащихся на уроках.

В течение учебного года

Учителя-предметники

14

Проведение на уроках специальной гимнастики для глаз. Обязательно для всех учащихся (1-11 кл).

В течение учебного года

Учителя-предметники

IV. Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания обучающихся

1

Организация горячего питания в школе для всех обучающихся

Весь период

Директор

2

Осуществление контроля за организацией приема пищи и качеством её приготовления

Весь период

Бракеражная комиссия

V. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга

1

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, динамические перемены), а также часов здоровья.

В течение учебного года

Учитель физической культуры и здоровья, учителя

2

Регулярное проведение:

- Дней здоровья;

- Спортивных соревнований;

- Недели физкультуры и спорта;

- Олимпиад по различным видам спорта;

- походов

Весь период

Учитель физической культуры, зам директора по УВР

3

Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Ежегодно, май

Учитель физической культуры и здоровья

4

Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.

Весь период

Учитель физической культуры и здоровья

5

Создать условия для организации летней занятости обучающихся, обеспечить максимальный охват детей и подростков различными видами и формами летнего труда и отдыха

ежегодно

Зам директора по УВР

VI. Профилактика травматизма

1

Планирование работы с детьми по охране труда в соответствии с приказом Министерства образования РБ

Весь период

Администрация

2

Проводить проверку состояния ТБ в кабинетах, мастерской, спортзале, гардеробе, столовой.

Весь период

Директор, завхоз

3

Проводить плановую эвакуацию учащихся и сотрудников из здания школы не реже 2 раз в учебном году

Весь период

Администрация

4

Осуществлять контроль за соблюдением правил ТБ на уроках физкультуры, технологии, информатики, при проведении лабораторных и практических работ на уроках физики, химии, биологии, при проведении кружковой работы, внеклассных мероприятий, летнего труда и отдыха учащихся.

Весь период

Зам директора по УВР

5

Осуществлять контроль за дежурством по школе.

Весь период

Администрация

6

Проведение месячников по правилам дорожного движения «Безопасность детей»

2 раза в учебном году

Зам директора по УВР

7

Постоянное обновление стенда «Безопасность жизнедеятельности»

постоянно

Зам директора по УВР

8

Проведение внеклассных мероприятий по правилам дорожного движения

Сентябрь, май

Октябрь, апрель

Зам директора по УВР

9

Проведение классных часов, бесед. Участие в районных конкурсах.

Весь период

Кл. руководители, зам директора по УВР

VII. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

1

Проведение анкетирования среди обучающихся «Отношение детей к своему здоровью и ЗОЖ»

апрель

Зам. директора по УВР

2

Проведение лекций по профилактике наркомании с участием представителей медучреждений.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

3

Заседание школьного учебно-методического объединения  на тему «Основные формы работы по профилактике здорового образа жизни».

Ноябрь 2021

Руководитель ШУМО

4

Проведение совместно с родителями и мед. работниками мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включающие проведение классных часов, викторин, лекций, спортивных соревнований

В течение учебного года

Кл руководители,

зам директора по УВР

5

Привлечение подростков группы «риска» к участию в подготовке и проведения мероприятий спортивно-развлекательного и общественно-значимого характера.

В течение года

зам директора по УВР,

классные руководители

6

Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях.

В течение учебного года

Учитель физической культуры и здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Фомы предоставления результатов:

  • Публичные отчёты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчёты о проведённых мероприятий.
  • Специальная страница на сайте школы.

 

Приложение №1

Сквозная тематика классных часов.

Класс

Соматическое здоровье

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Нравственное здоровье

1 - 4

-Знакомство с организмом человека.

-Чистота – залог здоровья.

-Расту здоровым.

-Кто нас лечит.

-Как уберечь себя от травм.

-Цвета светофора.      

 -Огонь – это опасно.

-Гигиена девочек.

-Гигиена мальчиков.

-Уход за одеждой.

-Культура поведения во время болезни.

-Культура питания.

-Подвижные игры.

-Закаливание организма.

-Спортивные соревнования.

-Весёлые старты.

-Психодиагностика.

-Ужасные привычки в школе и дома.

-Что прячется в капле никотина.  

-Слово о маме.

-Дом, в котором я живу.

-Братья наши меньшие.

-Моя Родина.

-Цветик-семицветик

5 - 7

-Царство зелёного змея.

-Культура личной гигиены.

-Спецкурс «Полезные привычки».

-Культура личной гигиены.

-Культура учебного труда.

-Оказание первой помощи.

- Кока-кола и чупа-чупс: вредны ли они.

-Старты надежд.

-Спортивные соревнования.

-Психодиагностика.

-Обучение психологической гимнастике.

-Как жить не ссорясь.

-Тренинги «Я люблю своё тело»

-В ладу с самим собой.

-Мечтательность, страх, испуг.

-Под крышей дома своего.

-Вместе весело шагать.

-Драться или не драться: разговор по душам.

-Папы, мамы, бабушки и дедушки: вместе лучше.

-В природном царстве.

-Место, где я живу.

8 - 11

-Размышления о наркомании.

-СПИД- это реальность или миф.

-Уберечь от дурмана.

-Школьнику о вреде алкоголя и курения.

-Пьянство и закон.

-Гигиена юноши и девушки

-Культура физического здоровья.

-Гигиена рабочего места.

-Организация труда.

-Азбука половой жизни.

-У порога семейной жизни.

-Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.

-Спортивные соревнования.

-Соревнования допризывников.

-Физ. тестирование.

-Психодиагностика.

-Тренинги «Умей сказать нет».

.

-Спешите делать добро.

-Давайте говорить друг другу комплименты.

-Любовь за любовь: красота родной земли.

-Как быть красивой.

-Свет мой, зеркальце, скажи.

-Блистающий мир.

-Первое свидание.

Приложение № 2

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

  1. «Здоровье ребенка в руках взрослых», 2. «Здоровая семья: нравственные аспекты», 3. «На контроле здоровье детей», 4. «Режим труда и учебы», 5. «Физическое воспитание детей в семье», 6. «Алкоголизм, семья, дети», 7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека», 8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности», 9. «Вредные привычки у детей», 10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», 11. «Вопросы, которые нас волнуют», 12. «Эти трудные подростки», 13. «Взрослые проблемы наших детей», 14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования», 15. «Курение и статистика», 16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф», 17. «Наркотики в зеркале статистики», 18. «Социальный вред алкоголизма», 19. «Психология курения», 20. «Нецензурная брань – это тоже болезнь». 21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект. 22. Обучение

родителей оздоровительным технологиям. 23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье, детском саду и школе.

 

свернуть