2022/2023 учебный год

Нововведения в ПДД

развернуть

Рекомендации

для педагогических работников по разъяснению учащимся нововведений в Правила дорожного движения, вступающих

в силу 27 октября 2022 года

 

27 октября 2022 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», в соответствии с которым вносятся изменения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Указ принят в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и стимулирования использования электротранспорта.

Измененные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании организации дорожного движения» в 2022 году Правила дорожного движения требуют тщательного разъяснения их учащимся на занятиях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при проведении внеучебных мероприятий.

Изменения в Правилах дорожного движения представлены в сравнительных таблицах (https://pdd.by/pdd/history/changes-22/). При работе с информацией в таблицах следует учитывать, что не все содержание Правил дорожного движения касается учащихся как участников дорожного движения в качестве пассажиров, пешеходов и водителей и имеет для них значение на данном этапе обучения. При изучении правил дорожного движения нужно сосредоточить внимание на актуальных для жизнедеятельности учащихся изменениях:

в связи с развитием в Беларуси электрического транспорта вводится обобщенное понятие «средство персональной мобильности» (имеются в виду электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства). Передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом установлен предел допустимой скорости – не выше 25 километров в час, а также установлен запрет на создание преград для движения пешеходов. Вводится возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности – с 14 лет, однако оно не распространяется на использование этих средств в жилых и пешеходных зонах;

уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составляет не менее двух полос движения (при их наличии);

вводится новый знак – «Зона с ограничением максимальной скорости движения» (ограничение скорости до 30 км/ч). Им устанавливается максимальная скорость до 30 км/ч на определенных территориях, например, в зоне плотной жилой застройки;

закрепляются акции, ежегодно проводимые Государственной автомобильной инспекцией (далее – ГАИ), приуроченные к началу и окончанию учебного года. Два периода в году – с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября – водителей обязуют ездить в светлое время суток с ближним светом фар;

совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. Вне населенных пунктов в темное время суток они должны будут ездить в одежде со световозвращающими элементами. Исключение составляют прогулки по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедисты теперь обязаны по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедистам разрешено не спешиваться.

В учреждениях общего среднего образования на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности особое внимание необходимо уделить содержанию подраздела «Правила дорожного движения» (раздел «Личная и коллективная безопасность») учебной программы «Основы безопасной жизнедеятельности. II-V классы». В подразделе «Правила дорожного движения» предусмотрено изучение вопросов личной и коллективной безопасности при участии в дорожном движении: правил дорожного движения, правил безопасного поведения участников дорожного движения на дорогах, в транспортных средствах, создание условий для приобретения привычки соблюдать правила в качестве пешехода и пассажира, формирование способности использовать полученные знания в практической деятельности.

В соответствии с линейно-концентрическим принципом построения учебной программы материал подраздела «Правила дорожного движения» представлен в содержании каждого класса. Следуя принципам непрерывности обучения и постепенного увеличения информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области основ безопасности жизнедеятельности с учетом их возраста, от класса к классу материал по Правилам дорожного движения усложняется и расширяется, вводятся новые темы, которые ранее не рассматривались.

Материал обновленных Правил дорожного движения рекомендуется использовать на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности во II-V классах в соответствии с темами учебного материала и требованиями к результатам учебной деятельности, зафиксированными в учебной программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение этих условий обеспечит формирование устойчивых навыков социально приемлемого поведения и повышение компетентности учащихся в качестве участников дорожного движения согласно измененным Правилам дорожного движения. Распределение нового материала по классам и темам учебной программы представлено в таблицах ниже.

II класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Ознакомление с основными понятиями правил дорожного движения»

Глава. «Общие положения»

2.5. Велосипед, веломобиль (далее – велосипед) – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности, при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель.

2.42. Островок безопасности – техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее – пешеходный переход), защитные элементы которого обеспечивают конструктивное выделение места для безопасной остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.

2.46. Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

2.60. Средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

2.77. Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии.

«Правила безопасного поведения при движении на детских велосипедах, самокатах, роликах, скейтбордах, лыжах, коньках, санках»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17.2. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.

«Дорожные знаки: «Пешеходная дорожка», «Конец пешеходной дорожки»; «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»; «Велосипедная дорожка», «Конец велосипедной дорожки»; «Жилая зона», «Конец жилой зоны»; «Остановочный пункт»

Глава 1. «Общие положения»

2.6. Велосипедная дорожка – обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты) и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности. Велосипедная дорожка может обозначаться зеленым цветом.

Приложение 2. «Дорожные знаки»

4.11.1. «Велосипедная и пешеходная дорожки»  – разрешается движение только велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой, а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно.

4.11.2. «Конец велосипедной и пешеходной дорожек».

«Общие правила перехода проезжей части дороги»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

16. Пешеход имеет право:

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности).

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине.

При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения.

«Дорожная разметка на пешеходном переходе»

Приложение 3. «Дорожная разметка»

1.14.1. Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода – «зебра», а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки.

1.15. Обозначение велосипедного переезда может иметь желтый цвет. Зона велосипедного переезда может обозначаться зеленым цветом.

III класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Дорожные знаки для пешеходов (на уровне представлений): запрещающие, предписывающие, информационно-указательные знаки, знаки сервиса, их предназначение»

Приложение 2. «Дорожные знаки»

4.5.1. «Велосипедная дорожка» – разрешается движение только на велосипедах и средствах персональной мобильности, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки – и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности. В нижней части знака может быть дополнительно нанесен силуэт пешехода.

4.6.1. «Пешеходная дорожка» – разрешается движение только пешеходам (за исключением лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности), а при отсутствии велосипедной дорожки – и на велосипедах и средствах персональной мобильности, при этом велосипедисты и лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, не должны создавать препятствия для движения пешеходов.

4.11.1. «Велосипедная и пешеходная дорожки» – разрешается движение только велосипедистов, лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, и пешеходов. При этом дорожки разграничены конструктивно или дорожной разметкой, а движение по ним осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к движению по велосипедной и пешеходной дорожкам соответственно.

4.11.2. «Конец велосипедной и пешеходной дорожек».

5.16.3., 5.16.4. «Велосипедный переезд».

Знаки обозначают зону для переезда велосипедистами проезжей части дороги.

Глава 1. «Общие положения»

2.6. Велосипедный переезд – участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

«Правила движения пешеходов через проезжую часть дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках»

Глава 1. «Общие положения»

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства.

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

16. Пешеход имеет право:

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности) при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине. При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения.

17.4. При использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов. Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии). При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Глава 2. «Дорожная разметка»

1.14.2. Обозначение регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода, а также мест пересечения пешеходами велосипедной дорожки в местах повышенной опасности.

1.15. Обозначение велосипедного переезда может иметь желтый цвет. Зона велосипедного переезда может обозначаться зеленым цветом.

Глава  7.  «Сигналы регулировщика и светофоров»

43. При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу или велосипедному переезду и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии – сигналами транспортного светофора.

«Движение по дорогам вне населенных пунктов»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности либо по обочине. При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

Глава 20. «Движение на велосипедах и мопедах»

148. Движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может осуществляться:

в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;

в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 10 велосипедистов в группе.

149. При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.

При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).

 

IV класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Особенности движения транспортных средств и пешеходов в районе проживания»

Глава 1. «Общие положения»

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

Глава 18. «Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории»

135. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение пешеходов, в том числе передвигающихся на средствах персональной мобильности, велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. Пешеходы, велосипедисты имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

«Соблюдение правил движения при катании на самокате, роликах, скейтбордах в районе проживания, а также соблюдение правил движения при катании на велосипеде»

Глава 4. «Права и обязанности пешеходов»

17.2. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен.

Глава 20. «Движение на велосипедах и мопедах»

П.п. 148-151; 153; 153.4; 154.

Глава 26. «Основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование»

200. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем белого цвета, сзади – световозвращателем (световозвращателями) красного цвета.

«Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь – орган государственного контроля в области дорожного движения»

Глава 1. «Общие положения»

2.59.  Регулировщик – сотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком).

К регулировщику приравниваются: сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил, органов пограничной службы, органов государственной безопасности и подчиненных им воинских частей в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, органам государственной безопасности, Государственному пограничному комитету.

«Безопасное поведение на железной дороге»

Глава 7.   «Сигналы регулировщика и светофоров»

46. Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными сигналами, которые имеют следующие значения:

46.1. мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств, участников дорожного движения транспортных средств через железнодорожный переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения о запрещении движения через железнодорожный переезд;

46.2. мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает железнодорожный переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает движения транспортных средств, участников;

46.3. выключенные красный и бело-лунный сигналы означают, что сигнализация не работает или неисправна. В этом случае разрешается движение транспортных средств, участников дорожного движения только при отсутствии железнодорожного транспортного средства.

 

V класс

Тема учебной программы

Материал для использования из ПДД 2022 г.

«Правила дорожного движения и перехода проезжей части на перекрестке»

Глава 1. «Общие понятия»

2.45. Перекрёсток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при ее отсутствии – воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.

2.51. Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства.

«Предупредительные сигналы водителей и сигналы регулировщика»

Глава  7. «Сигналы регулировщика и светофоров»

46.1. Мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств, участников дорожного движения через железнодорожный переезд. Одновременно с этими сигналами должен быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует о запрещении движения через железнодорожный переезд.

46.2. Мигающий бело-лунный сигнал дополнительно обозначает железнодорожный переезд, информирует об исправности сигнализации и не запрещает движения транспортных средств, участников дорожного движения.

46.3. Выключенные красный и бело-лунный сигналы означают, что сигнализация не работает или неисправна. В этом случае разрешается движение транспортных средств, участников дорожного движения только при отсутствии железнодорожного транспортного средства.

 

В учебной программе «Основы безопасности жизнедеятельности» зафиксированы организационные формы реализации содержания учебного предмета – это устный журнал, инсценировка, ролевая и ситуационная игры, экскурсия, видеосеанс. Они остаются актуальными и при рассмотрении новых норм, внесенных в Правила дорожного движения. Так, устный журнал будет уместен для ознакомления учащихся с теоретическим материалом (новыми понятиями и терминами); ролевые и ситуационные игры – для формирования и отработки практических умений по соблюдению Правил дорожного движения; экскурсии, видеосеансы – для визуального наблюдения за движением на опасных участках дорог.

Поскольку цель изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – формирование у учащихся опыта безопасного поведения, основными методами в работе должны быть игры, решение ситуационных задач, упражнения-тренинги (на специально оборудованных площадках и объектах).

Примеры ситуационных задач:

«Девочка играла с мячом на проезжей части возле дома. Она знала, что в жилой зоне пешеходам разрешено двигаться как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части. Однако девочке сделали замечание. Какое замечание, касающееся безопасности, сделали девочке?»;

«Во время движения автобуса один пассажир начал требовать у водителя, чтобы тот остановил автобус не на остановке, а чуть раньше. Водитель отказался выполнить требование пассажира. Тогда пассажир стал стучать в кабину, настойчиво и грубо повторяя свои требования. Другие пассажиры обсудили ситуацию: 1-й – «Водитель не имеет права останавливать маршрутное транспортное средство в неположенном месте. Мужчина неправ». 2-й – «Водитель должен был выполнить просьбу пассажира. А вдруг мужчине нужно было срочно выйти?». 3-й – «Нельзя так вести себя с шофером. Ведь он везет не одного мужчину, а целый автобус пассажиров, и отвечает за безопасность каждого из них». Какую оценку поведению мужчине дал бы ты?».

При изучении правил дорожного движения учащиеся осмысливают, что зачастую находятся в ситуациях «пешеход» – «движущиеся транспортные средства» – «правила поведения на дороге». Эти ситуации требуют от участников дорожного движения принятия обдуманного решения. Чтобы учащиеся не только в учебное время, но и в повседневной жизни вне школы использовали полученную на уроках информацию, необходимо применять в образовательном процессе больше практических методов. Многие задания и упражнения, ситуационные задачи по правилам дорожного движения целесообразно предлагать в игровой форме. Основная их задача – предоставить учащимся возможность применить имеющиеся знания и умения в новых нестандартных ситуациях. Разыгрывая предложенную учителем дорожную ситуацию, где учащиеся выступают в роли пешехода, пассажира, водителя или сотрудника ГАИ, они самостоятельно ищут правильное решение, вырабатывая безопасный стиль поведения.

Однако занимательная форма заданий вовсе не означает забаву или игру. В данном случае, играя, учащиеся осваивают знания и умения. Немаловажную роль в плане получения практических умений, опыта безопасного поведения играют предъявляемые учащимся проблемные вопросы по поведению на дорогах, на которые необходимо самостоятельно и оперативно искать ответы. Например: «Как перейти на противоположную сторону проезжей части после того, как вышел из транспортного средства: обойти транспортное средство спереди или сзади? Возможно, есть еще более безопасный и, значит, правильный вариант перехода проезжей части?»; «Почему, находясь на железнодорожной платформе (перроне), нельзя заходить за ограничительную линию и подходить к краю платформы?». Вопросы активизируют познавательную деятельность, заставляют размышлять, анализировать полученную информацию, высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему, отсылают учащихся к поиску информации из других источников.

Максимальный эффект от занятий по основам безопасности жизнедеятельности, на которых рассматриваются правила поведения во время движения по дорогам, возможен при создании условий, приближенных к реальным. В этой связи рекомендуется задействовать для организации образовательного процесса специально оборудованные помещения (кабинеты ОБЖ) или специальные площадки (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебных наглядных пособий и оборудования. Под руководством учителя можно организовать работу на интерактивных панелях, с использованием личных мобильных устройств учащихся (смартфонов, планшетных устройств, ноутбуков).

Реализовать цель и задачи по изучению учащимися обновленных правил дорожного движения и неукоснительному соблюдению их в реальной жизни должны помочь родители и заинтересованные службы ГАИ и Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). На учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, на внеурочные мероприятия следует приглашать сотрудников ГАИ и МЧС, организовывать встречи детей с ними. Человек в форме своим видом дисциплинирует учащихся, вызывает уважение и доверие. Эффективность и значимость живого общения детей с профессионалами специальных служб обусловлена тем, что по роду деятельности они могут на примерах из жизни доходчиво рассказать, как вести себя, чтобы не попасть в беду и не стать причиной опасности для окружающих.

Работа с законными представителями учащихся

Законным представителям несовершеннолетних необходимо постоянно напоминать, что начинать воспитание детей следует с подачи личного положительного примера. Безопасность поведения на дороге во многом копируется ребенком с модели поведения родителей.

На каждом родительском собрании рекомендуется обсуждать вопросы безопасности, особенно те, которые касаются соблюдения детьми правил поведения на дороге. Необходимо, чтобы у каждого учащегося класса на одежде или рюкзаке (ранце) был световозвращающий элемент – фликер.

Целесообразно провести для родителей цикл бесед, касающихся вопросов безопасности на дорогах, изменений в Правилах дорожного движения, например:

«Соблюдение Правил дорожного движения в редакции 2022 года обязательно для всех»;

«Поведение на дорогах: папа и мама – пример во всем»;

«Дорога в школу и обратно – безопасный маршрут ребенка»;

«Мы приобрели велосипед: права и обязанности велосипедистов»;

«Безопасность детей – забота взрослых»;

«Организация в семье безопасной среды, транслирующей и воспитывающей ценности жизни»;

«Отдых на природе – опасность и безопасность»;

«Как организовать безопасную поездку семьи на дачу, к морю».

Проводя с родителями беседы об изменениях в Правилах дорожного движения, необходимо обратить внимание на участившиеся случаи травмирования подростков, которые слушают музыку в наушниках, находясь в зоне повышенной опасности (на пешеходном переходе, на перекрестке, железнодорожной платформе, остановочном пункте трамвая). Кроме того, родители должны знать о распространении таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг», когда молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывают себя на видеокамеры и выкладывают отснятые сюжеты на своих сайтах. Зависимость детей от социальных сетей должна настораживать. Доверяя детям, мамы и папы обязаны их контролировать, знать, на какие интернет-сайты те заходят, с кем и по каким вопросам общаются. Родители обязаны убеждать своих детей, что здоровье, жизнь – самое ценное и невосполнимое достояние человека.

 

1 октября 2022 г.

свернуть

ДНЕВНИКИ

развернуть

В 2022/2023 учебном году к использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования допущены дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования в 2022 году.

Образцы обложек дневников учащихся, согласованных и рекомендованных Министерством образования к 2022/2023 учебному году

 

свернуть

Коллекция одежды делового стиля для учащихся

развернуть

Государственный школьный стандарт

развернуть

ОДОБРЕНО

Постановление коллегии

Министерства образования

Республики Беларусь

10.05.2022 № 4.11

 

Государственный школьный стандарт

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий Государственный школьный стандарт (далее – Стандарт) разработан на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства.
  2. Цель Стандарта – обеспечение эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.
  3. Настоящий Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях общего среднего образования (далее – учреждения образования).
  4. В настоящем Стандарте применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
  5. Настоящий Стандарт регламентирует вопросы организации образовательного процесса и взаимодействия его участников посредством установления требований к ресурсным (кадровым и материально-техническим) и иным условиям реализации образовательных программ общего среднего образования, поведению и взаимодействию участников образовательного процесса в целях укрепления дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса.

ГЛАВА 2

ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

  1. Функционирование учреждения образования обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Учреждение образования в сфере общего среднего образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.
  3. Учреждение образования в зависимости от вида и в соответствии с актами законодательства вправе:

реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;

передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

         осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;

осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

  1. Учреждения образования обязаны обеспечивать:

         качество образования;

         подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

         соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

         создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

разработку правил внутреннего распорядка в общежитиях;

создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

         меры социальной защиты учащихся;

         создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) учащихся;

         участие в формировании контрольных цифр приема;

         ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

получение законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

         содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

  1. Локальные правовые акты учреждения образования не должны противоречить ее уставу и актам законодательства.
  2. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, не допускается (запрещается).
  3. При реализации инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
  4. Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его полномочиям, за жизнь и здоровье учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования во время образовательного и воспитательного процессов, реализацию не в полном объеме образовательных программ общего среднего образования в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
  5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение образования и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. 

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:

учебно-методическое обеспечение;

кадровое обеспечение;

материально-техническая база.

  1. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:

укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;

должностные инструкции педагогических, руководящих и иных работников;

непрерывное профессиональное образование педагогических, руководящих и иных работников;

аттестацию.

  1. Учреждения образования должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.
  2. Должностная инструкция, квалификационные требования для каждой занимаемой должности должны соответствовать должностным обязанностям, установленными актами законодательства.
  3. Непрерывное профессиональное образование педагогических работников обеспечивается посредством освоения ими содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже чем один раз в три года.
  4. Квалификационные категории (учитель-методист, высшая, первая, вторая) присваиваются учителям по результатам аттестации, порядок проведения которой установлен актом законодательства в сфере образования.
  5. В учреждениях образования при необходимости создаются условия для сетевой формы взаимодействия с организацией, предоставляющей ресурсы, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования в целях освоения их содержания учащимися.
  6. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования должны обеспечивать:

возможность достижения учащимися, установленных образовательными стандартами общего среднего образования требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;

создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;

эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;

внедрение электронных сервисов, используемых:

педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;

учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;

законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;

  1. В учреждениях образования должны быть:

помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса.

помещения для занятий физической культурой и спортом;

помещение медицинского назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

  1. Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения учреждений образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования, может осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.
  2. Размещение учреждений образования и их территория; планировочная структура зданий; санитарно-техническое благоустройство; освещение помещений, оборудование и содержание помещений; организация образовательного и воспитательного процессов; распорядок дня; медицинское обеспечение учащихся; организация питания учащихся, размещение и устройство объектов питания, оборудование, инвентарь и посуда, личная гигиена работников; транспортировка и хранение продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания; рационы питания учащихся; технология приготовления блюд в объектах питания учащихся должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  3. В учреждениях образования должны соблюдаться требования актов законодательства к:

пожарной безопасности;

транспортному обеспечению учащихся;

организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждений образования;

организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;

установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.

  1. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения образования (с территории учреждения образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения образования от противоправных посягательств.
  2. Инструкция о пропускном режиме в учреждении образования утверждается его руководителем.
  3. Пропускной режим в учреждения образования должен предусматривать:

установление работникам учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);

принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

определение порядка доступа в здание учреждения образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;

определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждения образования;

установление порядка движения транспорта на территории учреждения образования;

определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;

ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

  1. Доступ работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей в здание учреждения образования и обратно производится через пост дежурного (сторожа, вахтера).
  2. Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:

руководителю учреждения образования, его заместителю;

персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, вахтерам).

  1. Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем (вахтером) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.
  2. Проезд служебного автотранспорта (вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов, иное) осуществляется согласно графику. Служебный автотранспорт по доставке оборудования и материалов пропускается на территорию учреждения образования при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.
  3. Личный автотранспорт на территорию учреждения образования не пропускается.
  4. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт пропускается на территорию учреждения образования беспрепятственно.
  5. При чрезвычайных ситуациях пропускной режим в здание учреждения образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.
  6. После ликвидации чрезвычайной ситуации организация пропускного режима возобновляется.
  7. Ответственность за организацию пропускного режима возлагается на руководителя учреждения образования или его заместителя.

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. 40. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;

уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);

отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

создание благоприятных условий для самообразования;

объективную оценку знаний;

сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;

получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;

получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;

защиту от любых противоправных посягательств;

неприкосновенность личности.

  1. 41. Учащиеся обязаны:

соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;

находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

посещать классные и информационные часы;

участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;

бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;

немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);

заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;

размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;

соблюдать деловой стиль одежды;

использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;

иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;

аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;

еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;

предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;

соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.

  1. 42. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:

не выполнять требования педагогических работников;

курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;

приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;

нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса,  применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;

пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;

пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;

пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;

проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;

разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;

употреблять во время  учебных занятий пищу и напитки;

пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;

в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;

во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;

покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.

  1. 43. Иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования. 

ГЛАВА 6

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 

  1. Порядок посещения учащимися учебных занятий.

Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.

При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.

Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.

В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.

В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.

Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.

Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.

В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования. 

В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.

Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:

занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;

готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;

ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.

Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.

Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.

При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.

О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.

Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.

Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.

Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.

Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.

Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.

По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).

  1. 45. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.

В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.

 

Уважительной причиной считается:

болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);

экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);

пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);

участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).

  1. 46. Дежурство учащихся.

В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.

В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.

Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.

  1. Порядок нахождения учащихся на перемене.

Перемена предназначена:

для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;

отдыха и физической разминки;

приема пищи;

проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;

подготовки к уроку, иное;

При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.

Во время перерывов учащимся запрещается:

шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;

кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;

употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

  1. Порядок нахождения в местах массового пребывания.

48.1. Столовая.

В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.

Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.

Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.

Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.

Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.

48.2. Спортивный зал.

Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.

Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.

Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.

Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.

48.3. Санитарные комнаты.

При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;

Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.

48.4. Гардероб.

По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.

В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.

Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.

В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.

  1. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.

Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.

Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).

Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.

Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.  

Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.

Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.

К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.

Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

  1. Требования к внешнему виду учащегося.

Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды,  в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.

Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.

 

В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.

При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:

спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;

вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;

грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;

верхняя одежда и головные уборы;

обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.

Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования. 

ГЛАВА 7

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ) 

  1. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
  2. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.

Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.

  1. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
  2. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
  3. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.

 

ГЛАВА 8

ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:

объявление благодарности;

награждение грамотой;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета учреждения образования;

написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;

иные меры.

  1. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
  2. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для учащихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

  1. 60Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
  2. 61. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.

ГЛАВА 9

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ

  1. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» и иными актами законодательства законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.

иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства. 

ГЛАВА 10

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

  1. В своей деятельности педагогические работники руководствуются Этическими правилами педагогических работников учреждений образования Республики Беларусь.
  2. Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;

бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.

  1. Иные права педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования.
  2. 67.Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди учающихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

  1. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
  2. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
свернуть
Ещё в этом разделе