Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Лыщенская средняя школа» Пинского района
Традиционная встреча в рамках проекта ШАГ прошла в 24 октября в Лыщенской средней школе. Ребята рассмотрели такое важное для всех понятие как милосердие. А так же обсудили одно из важных составляющих милосердия - волонтерское движение. Каждый участник мероприятия вынес для себя то, что проявляя милосердие мы придаем жизни больший смысл и делаем мир добрее.
свернуть26 сентября в нашей школе прошло очередное занятие в рамках проекта "Школа Активного Гражданина" на тему "Молодость - время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас".
Школьники познакомились с деятельностью органов ученического самоуправления и молодежного парламента. Обсудили функции Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь. А так же выдвинули собственные идеи для развития своего региона.
свернуть
Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для учащихся 8 – 11 классов 2024 – 2025 учебном году
№ пп |
Дата проведения |
Примерная тематика мероприятий |
1 |
26.09.2024 |
«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона) |
2 |
24.10.2024 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды) |
3 |
28.11.2024 |
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
4 |
19.12.2024 |
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
5 |
23.01.2025 |
«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
6 |
27.02.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек) |
7 |
20.03.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России) |
8 |
24.04.2025 |
«Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, 6 право избирать и быть избранными в государственные органы) |
9 |
15.05.2025 |
«Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.) |
Концепция республиканского
информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году
В учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году будет продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определены содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь». Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках классных и информационных часов, тема и содержание которых будут определяться классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Координацию соответствующей деятельность осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности, включая представителей родительской общественности, детских и молодежных общественных объединений.
В 2024/2025 учебном году реализацию информационнообразовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов предлагаем продолжить под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!».
Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).
Академия образования продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/ Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации).
Ключевой идеей тематических мероприятий является продолжение дискуссии с учащимися о самоопределении в жизни, знакомство с представителями молодежи, занимающими активную гражданскую позицию, достигшими определенных успехов в профессиональной и общественной жизни.
Молодость – это фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ»: помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную перспективу.
При проведении мероприятий проекта следует сохранить логику поэтапного представления, обсуждения информации, а также форму организации работы.
С учетом 100-летия белорусского кино (17 декабря 2024 г.) при подготовке к мероприятиям проекта «ШАГ» следует организовать просмотр отечественных документальных и художественных фильмов, соответствующих предложенной тематике мероприятий, с их последующим обсуждением. Также при подготовке вышеназванных мероприятий особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Инициативная группа может использовать различные цифровые технологии, сервисы и инструменты, позволяющие активизировать учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, игра, ребус, коллаж, постерный доклад, облако слов, интерактивный рабочий лист, QR-код и др.
ШАГ 1 предлагаем проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаём», где учащиеся познакомятся с лучшими представителями белорусской молодежи, известными во всей стране, актуализируют знания о соответствующей сфере деятельности (примерная тематика представлена в Приложении).
В ШАГе 2 будет организовано знакомство учащихся с земляками – лучшими представителями молодежи своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности. Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями.
ШАГ 2 может быть проведен с приглашением выбранных молодых людей в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»2 . При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий (пара ведущих, например, педагог и учащийся либо юноша и девушка) организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. По результатам каждого мероприятия проекта «ШАГ» учащиеся совместно с педагогами будут создавать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий и рисунков с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.
По результатам проведения итоговых мероприятий проекта (май 2025 г.) следует подготовить обобщенную «Карту идей и инициатив», разместив ее на сайте учреждения образования.
Лучшие «карты» (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки должны быть направлены в Академию образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2025 г. На основе данной информации будет создана виртуальная карта «Наши идеи – для родной Беларуси» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с лучшими материалами учреждений образования всех регионов.
Для повышения качества подготовки мероприятий проекта «ШАГ» районным (городским) отделам и управлениям образования совместно с главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов (комитетом по образованию Мингорисполкома) целесообразно подготовить к 02.09.2024 г. и направить в учреждения образования информацию о представителях молодежи региона, которые реализовали себя в определенной сфере деятельности (согласно тематике мероприятий каждого месяца), с указанием Ф.И.О., занимаемой должности, контактного телефона, краткого описания достижений и инициатив.
При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Детям о выборах: просто о главном», «Детям о Конституции: просто о главном», «Выборы. Будущему избирателю» и др.
свернуть21 марта 2024 года прошел информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На первом этапе ведущий мероприятия учитель Ярмош О.К. провела с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем», которая дала возможность учащимся активно проявить свои знания.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
На данном этапе состоялось интервью с председателем Лыщенского сельского исполнительного комитета Линкевич Светланой Александровной. В своем выступлении Светлана Александровна отметила, что мы должны чувствовать себя причастными к жизни нашего государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого зависит жизнь страны.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
По итогам встречи, участники ШАГа сделали для себя вывод, что быть быть Гражданином - это значит уважать и чтить культуру своей страны, соблюдать и уважать законы, а также принимать участие в различных мероприятиях, организованных государством.
свернуть22.02.2024 в школе прошел единый день информирования по теме “Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества”.
В рамках первого этапа ШАГа ребята поучаствовали в интерактивной викторине “Мы узнаем”. Речь шла об обороноспособности нашей страны и людях, обеспечивающих безопасность государства, о памятных датах февраля: Дне юного героя-антифашиста, Дне памяти воинов-интернационалистов, Дне защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
В рамках второго этапа “Мы размышляем» ведущая информационного часа Пригодич Т.А. отметила, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о близких, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – это то, что можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
В ходе реализации ШАГа “Мы действуем” учащиеся констатировали, что тема разговора весьма актуальна, интересна и близка им. Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности – мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семье, воспитывать детей. Для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что нам есть чем и кем гордиться»!
свернуть
25 января 2024 года в школе прошел информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования).
Учитель истории Наталья Николаевна Суховерхая обратила внимание учащихся на важность образования и науки в жизни современного человека, для развития личности и общества, познакомила с деятелями науки, представителями системы образования.
свернуть
На первом этапе информационного часа была проведена викторина о культуре и искусстве Республики Беларусь: музейные сокровищницы Беларуси, значимые объекты, включённые в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, театральные, музыкальные и кинофестивали, премия «За духовное возрождение» и кто ее удостоен. На втором этапе учащиеся узнали о о знаменитых земляках, их достижениях.
Довят Лариса Юрьевна, художественный руководитель заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь образцового театра эстрады «Капелька» Мирского сельского Дома культуры ГУК «Барановичская районная клубная система». По результатам работы за 2022 год коллектив награжден специальной премией Президента Республики Беларусь за высокое исполнительское мастерство, сохранение национальной культуры и духовных ценностей белорусского народа.
Остапович Мария Михайловна, директор ГУК «Музей народного творчества "Бездежский фартушок"», работает в системе культуры с 1987 года. За большой вклад в дело сохранения, возрождения и популяризации народных традиций, промыслов и ремесел в 2009 году музею была присуждена премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». За достигнутые высокие творческие показатели награждена многочисленными наградами, неоднократно получала диплом первой степени областного конкурса «Женщина года».
Белорусская земля взрастила много выдающихся представителей культуры и искусства. Среди них знаковые личности, о которых знают все: Наполеон Орда, Марк Шагал, Иван Хруцкий, Михаил Савицкий, Янка Мавр, Владимир Каризна, Владимир Мулявин... Всем им присущи такие качества, как разносторонняя одаренность, целеустремленность, сила воли, мудрость, стремление к самообразованию и саморазвитию, любовь к своей Родине. Жизненные примеры известных людей – один из главных факторов влияния на становление личности, формирование приоритетов и ценностей.
Но остается огромное количество наших соотечественников, мало известных широкому кругу, и тем не менее они тоже являются гордостью нашей страны.
свернуть
Тема 23.11.2023: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Сегодня промышленные предприятия Республики Беларусь производят всю транспортную линейку: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда и вагоны, тракторы и другие машины для сельского хозяйства, аэродромную и шахтную технику, технику для дорожного строительства и лесопромышленного комплекса, грузовые автомобили, в том числе самые большие в мире карьерные самосвалы, металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию.
Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. … Только труд, знания, образование».
Президент Республики Беларусь на встрече с активом Гомельской области отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства не прожить».
В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.
На первом этапе актуализируются знания о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем».
Блок Интерактивная викторина «Мы узнаем»
С 10 по 13 июля 2023 года на площадке выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» в Екатеринбурге (Российская Федерация) прошла международная выставка ИННОПРОМ. Беларусь впервые выступила в качестве страны-партнера. Как вы думаете, чем удивили посетителей белорусские промышленные предприятия БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «АМКОДОР», «Гомсельмаш», BKM Holding («Белкоммунмаш»), «Белнефтехим»?
Далее ведущий предлагает познакомиться с тружениками промышленного производства, сельского хозяйства (см. презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)»).
ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным тружеником производства, сельского хозяйства.
Знакомство с материалами, посвященными Героям Социалистического труда Серидич И.М.,Кулаженко А.Н.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какие из услышанных сегодня фактов удивили вас? Почему?
– Кто из вас может сказать, что он является представителем династии хлеборобов, другой важной профессии, о которой сегодня упоминали? Готовы ли вы продолжить главный труд нескольких поколений своей семьи?
– Если кто-либо из вас хочет связать свою будущую профессиональную деятельность с одной из отраслей сельского хозяйства или промышленности, поделитесь своими планами на будущее.
Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, модернизировано сельское хозяйство, созданы инновационные производства. Были возведены агрогородки, больницы, школы и детские сады, дороги и мосты, библиотеки и стадионы.
Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.
Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на благо своей Родины люди.
Следующая тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)» |
свернуть