Десять советов молодому учителю
Совет первый:
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоём снисхождении.
Второй совет:
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
Образ - не схема. А живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть своим и оно должно быть живым, а не маской.
Совет третий:
Не замыкайся в своём учительстве. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь, сосредоточен только на себе. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
Четвёртый совет:
Помни о комплексном характере учительского труда.
Пятый совет:
Будь счастливым.
Шестой совет:
Будь честным и правдивым.
Совет седьмой:
Цени юмор в общении с учениками.
Совет восьмой:
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
Совет девятый:
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Десятый совет:
Обрети гражданскую позицию.
Рекомендации молодому учителю
-
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
-
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.
-
Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
-
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
-
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
-
Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
-
Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
-
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
-
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
-
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
-
Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.