Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Лыщенская средняя школа» Пинского района
КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Начался новый учебный год. Для кого-то «школьная дорога» только началась 1 сентября, кто-то идет по ней уже не первый год, а для некоторой части учеников этот учебный год станет завершающим этапом школьной жизни.
Путь не простой и не легкий: уроки, домашние задания, факультативы, занятия по интересам. И нужно пройти по нему достойно: не только овладеть знаниями, но и сохранить своё здоровье, потому что именно здоровье является важным и неотъемлемым условием жизни, а желание и умение заботиться о себе свидетельствуют о социальной зрелости человека, независимо от возраста.
Здоровье – это многофакторное понятие, которое включает в себя практически все аспекты нашей жизни: правильное питание, поддержание достаточного двигательного режима, полноценный сон, умение не унывать и надеяться на лучшее, чрезмерно не увлекаться современными техническими средствами (мобильным телефоном и наушниками).
Правильное питание.
Дети должны получать горячу пищу не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Дети, которые ежедневно сытно завтракают, меньше болеют простудными заболеваниями и потому реже пропускают занятия в школе, лучше учатся, быстрее мыслят и могут иметь более высокий интеллект, который, согласно последним исследованиям, на 50 % определяется генами, а вот использование вторых 50% зависит от нашего желания и трудолюбия. И от здоровья, конечно.
Каждый день дети должны получать молочные продукты, отдавая предпочтение традиционным: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане, йогуртам со сроком годности не более месяца. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.
Также ежедневно дети должны употреблять не менее 5 порций овощей и фруктов (1 порция – это один фрукт или овощ среднего размера, 1 чашка или горсть мелко нарезанных овощей или ягод.). Салаты следует заправлять растительными нерафинированными маслами.
Очень важным продуктом для детей являются яйца. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде.
Хотя бы 1-2 раза в неделю дети должны получать морепродукты, которые содержат йод. Больше всего йода содержится в морской капусте и в кальмарах (соответственно 200% и 130% от суточной потребности в 100 граммах продукта), чуть меньше в треске и креветках (90% и 73%). В жирной морской рыбе (кета, горбуша, лосось) йода содержится меньше (около 33% от суточной потребности), зато там есть омега-3 жирные кислоты, которые также являются важным фактором сохранения физического и психического здоровья школьников.
При этом следует оградить детей от вредных продуктов. К ним относятся чипсы, лапша типа «Роллтон», бульонные кубики и др. пища из пакетиков, которые содержат консерванты и большое количество скрытой соли. Даже у детей избыток соли может привести к повышению артериального давления, особенно если этот фактор сочетается с недосыпанием.
Нежелательными продуктами для детей являются также фаст-фуды: они полностью лишены витаминов и минералов, приводят к быстрому повышению уровня сахара в крови со всеми вытекающими нехорошими последствиями. Питаться ими регулярно нельзя. И вообще, поменьше всякой химии, в том числе кока- и пепси-колы.
Двигательный режим
Если специальными приборами просуммировать суточную двигательную активность (СДА) по числу шагов за весь период бодрствования, то окажется, что здоровый, гармонично развитый, уравновешенный ребенок 6 лет совершает в среднем 12000-15000 движений (в отдельные дни 35000), в 13-18 лет - от 16000 до 20000 движений - такова ежедневная потребность.
Число движений распределяется неравномерно. В первой половине дня подъемы СДА приходятся на 7 — 8 часов, когда ребенок утром идет в школу, то есть двигается (если учится во вторую смену, нужно приучить его делать утром зарядку). Следующий пик активности приходится на период времени с 12 до 14 часов, когда дети в школе на перерывах могут прогуляться по коридору. Идеально, если урок физкультуры приходится на этот период времени. Дети, которые учатся во вторую смену, как раз в это время совершают движения по дороге в школу.
Во второй половине дня мышечная активность увеличивается с 15 до 16 часов и с 20 до 21 часа. Таким образом, у школьников за период бодрствования проявляется 4 больших подъема (всплеска) двигательной активности, использование которых влияет на работоспособность детей и функциональную активность организма в целом.
Родителям следует продумать режим дня детей таким образом, чтобы они могли реализовать свою потребность в движении дома: просто походить или сделать упражнения для укрепления мышц спины в перерывах между выполнением домашних заданий, прогуляться перед сном и др.
Помните, что недостаток движений приводит к формированию физиологического утомления, которое может перейти переутомление, которое, по сути, является фактором риска развития различных болезненных состояний детей по принципу слабого места.
Полноценный сон.
Исследования ученых показывают, что, продолжительность сна у школьников начальных классов должна составлять около 10 часов, детей в возрасте от 11 до 16 лет – не менее 8 часов. Подросткам старше 16 лет нельзя спать меньше 7 часов в сутки.
При таком режиме нервная система отдыхает, а организм школьника восстанавливается. Кроме того, именно ночью во время сна мозг перерабатывает полученную днём информацию, переводя её в долговременную память. Чем больше человек запоминает в течение дня, тем больше сна ему необходимо.
Недостаток сна способствует развитию гормонального дисбаланса в организме детей и подростков:
- на фоне дефицита сна увеличивается выработка гормона стресса, что проявляется подростковой нервозностью и нестабильностью поведения, неумением справляться со стрессовыми ситуациями, перепадами настроения и даже склонностью к переоценке жизненных ценностей;
- недостаток сна приводит к снижению выработки гормона сна мелатонина, что приводит к снижению активности иммунной системы и может спровоцировать подъем артериального давления вплоть до развития гипертонического криза, а также гормона роста (соматотропный гормон), что негативно сказывается на физическом развитии детей и подростков, приводя к задержке роста и недоразвитию мускулатуры, несоответствию полового развития возрастным нормам, а также к отставанию социального развития с формированием незрелых форм поведения.
Чтобы высыпаться, ложиться спать школьникам нужно не позже 22 часов. В это время человек хорошо расслабляется и спокойно засыпает. Если ребенок по какой-то причине плохо спал ночью, ему можно разрешить поспать 1-2 часа после уроков. Его работоспособность после этого заметно возрастет, настроение улучшится. Спать нужно с открытой форточкой, чтобы обеспечить поступление в спальное помещение лёгких аэроионов, которые с воздухом попадают в организм человека, участвуя в регуляции основных физико-химических процессов.
Психосоциальное здоровье детей.
В детском и подростковом возрасте психологическое состояние детей и подростков, уровень их социальной зрелости формируются в семье, так как именно в семье люди учатся общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, помогать и принимать помощь. Именно в семье дети учатся любить, делиться любовью и быть любимыми другими, так как семья в первую очередь - это школа любви, благодаря которой поддерживаются связи между родственниками в течение всей жизни. Семья всегда служила и служит источником нравственных и этических принципов, в семье передаются от поколения к поколению основы веры, пути постижения мира, обычаи, традиции – всё то, что составляет жизнь человека. Именно в семье люди постигают ценность верности, преданности и бескорыстия. Семья определяет взаимоотношения, в семье каждый человек является частью целого.
Поэтому, дорогие родители, постарайтесь в вашей семье сформировать такие отношения, которые помогут вашим детям нормально взрослеть и развиваться. Помните, что вашей задачей с момента рождения детей является обеспечение их потребностей, важнейшими из которых являются потребность в родительской любви, в дисциплине, в образовании, в развитии, в безопасности, в порядке и в здоровье.
Чаще общайтесь с детьми, проводите с ними свободное время. Интересуйтесь их жизнью, оказывайте им помощь в решении проблем, поддерживайте их, если они попали в трудную ситуацию, а не только ругайте и наказывайте. Будьте честными и искренними с ними.
Мобильные телефоны.
Следует ограничить время, которое вы проводите с вашим «мобильным другом». Излучение, которое генерирует мобильная трубка, поглощается тканями головы (клетками мозга, сетчаткой глаза, слуховыми структурами) с повышением в них температуры в среднем на 2 градуса, что может привести к ухудшению зрения и слуха, снижению активности иммунной системы, нарушениям сна, памяти, внимания.
Опасно также использование миниатюрных наушников, которые сами излучают электромагнитное излучение, охватывая обширные участки мозга. Кроме того, звук из наушника подается непосредственно к барабанной перепонке. Она постепенно теряет свою эластичность, что приводит к нарушению слуховой функции уже в молодом возрасте. Чем громче звук, тем больше страдает барабанная перепонка.
Поэтому разговор по мобильному телефону не должен продолжаться более 3-5 минут и не более 1 часа в течение дня. Период между двумя разговорами должен быть не меньше 15 минут. Также следует отказаться от вакуумных наушников, наушников-капель в пользу накладных и чаще использовать громкую связь.
Кроме того, не повышайте громкость звука более 50-60 децибел (это около 60% от максимально возможного на звуковом устройстве), не кладите телефон рядом с кроватью или под подушку, не используйте мобильные телефоны во время грозы – они являются проводниками электрического разряда и способны спровоцировать попадание молнии в человека.
свернуть
Памятка «Правильная осанка – залог здоровья ребенка»
Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены
ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА
При правильной осанке позвоночник и столбы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; улучшается самочувствие и настроение.
КАК ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ
Подойдите к стене встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка
Причины формирования неправильной осанки являются:
- Отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;
- Неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;
- Продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;
- Последствия рахита
- Не соответствующая росту мебель;
- Неудобная одежда и обувь.
Упражнения, направленные на коррекцию осанки:
"Зёрнышко"
И.П. сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
1-Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
2- Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.
"Змея"
И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.
1- Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. Живот лежит на полу.
2- Медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й .
"Змея" (усложнение)
И.П. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз.
1- Медленно поднимаясь на руках, одновременно прогнуться, насколько возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки.
2- Медленно вернуться в и.п.
"Кобра"
И.П. лечь на живот, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены.
1- Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше, прогнуться, руки оторвать от ягодиц. Задержаться нужное время.
2- Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й
"Ящерица"
И.П. лечь на живот, руки расположить вдоль тела, ладони положить на пол.
1- Поднять прямые ноги насколько возможно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться нужное время.
2- Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.
Следите за правильной осанкой!!!
свернуть